Методы оценки рыночной стоимости предприятия
Оценка предприятия – непростое дело.
Нужно не просто комплексно подойти к вопросу, учесть множество факторов и произвести немало расчётов по сложным формулам. Прежде всего необходимо понять, как сделать оценку наиболее точной и объективной. Поэтому бизнес, как правило, оценивает специально приглашённый профессионал.
Когда бизнесмены обращаются за оценкой?
Оценка необходима для:
- суда;
- страховки;
- операций с ценными бумагами;
- реструктуризации бизнеса.
Но это случаи, когда оценка нужна кровь из носу. Раньше предприниматели шли к оценщикам только при необходимости. Сегодня мы наблюдаем другую тенденцию. Оценщики признаются, что всё больше бизнесменов заказывают оценку не «ради бумажки», а для себя. В последнее время часть таких добровольцев перевалила за 90%. Они платят за оценку, чтобы лучше разобраться в своём бизнесе и усовершенствовать его.
Чтобы выяснить рыночную стоимость вашей компании, оценщику нужно:
- Договориться с заказчиком – с вами. Согласовать задание, сроки и цену.
- Изучить предприятие и ваш сегмент рынка.
- Получить и изучить всю необходимую документацию.
- Провести маркетинговые исследования и проанализировать деятельность вашей компании за всё время существования. Составить прогнозы на будущее.
- Рассчитать стоимость имущества, которое есть у предприятия. Определить цену материальных и нематериальных активов. Здесь – не только ваши деньги, но и цены авторских прав, интеллектуальной собственности, бренда, а ещё всевозможные задолженности. Оценка включает в себя расчёт баланса, рентабельности и ликвидности.
- Сделать вывод: каково общее финансовое состояние вашего бизнеса?
- Составить отчёт и сдать его вам.
Как можно провести оценку?
Методов и способов оценки рыночной стоимости предприятия немало. Задача оценщика – не только строго следовать какому-то из методов, но и выбрать сам метод. Нужно ответить на вопрос: какой из подходов/методов будет самым оптимальным в вашем случае?
Итак, какие подходы вообще есть?
- Доходный.
Здесь всё просто: ключевой фактор – доходы. Чем больше получает компания, тем она дороже. Подходит, если вы хотите:
- продать компанию;
- привлечь инвесторов.
Оценщик не только проанализирует ваши текущие доходы, но и составит прогноз. А это довольно непросто. Важна полнота данных. Если рынок нестабилен – есть риск ошибиться.
Доходный метод хоть и логичный, но не на 100% надёжный. Допустим, сегодня доход составляет энную сумму. А завтра может неожиданно случиться что-то очень хорошее или очень плохое. Прогнозы не сбудутся, и оценка окажется неверной.
- Затратный
Этот метод основан не на прогнозах, а на реальных данных. Основное внимание – на факты, закреплённые в ваших документах. Логика снова-таки проста: чем больше вы потратили на свой бизнес, тем больше он будет стоить. Возникает вопрос: а что, если некоторое имущество обесценилось или подорожало? А что, если я потратил на предприятие намного меньше, чем оно сейчас приносит? Или наоборот – «ввалил» в него огромную сумму, а оно еле выходит на ноль? Затратный метод не учитывает перспектив. Поэтому он уместен скорее для оценки стоимости молодых предприятий.
- Сравнительный
Оценщик исследует рынок и находит на нём похожие компании. Задача – узнать, сколько стоят компании побольше и поменьше, а сколько – аналогичные. На основе этого можно рассчитать стоимость вашего бизнеса. Этот метод, как и затратный, не учитывает потенциала и перспектив. Проблема ещё и в том, что точных цифр касательно других компаний вам никто не скажет.
Можно использовать один подход. Эксперты советуют использовать все три – так надёжнее. Если вас интересуют перспективы, будет достаточно расчёта по доходному принципу. Если компания только вышла на рынок, идеально подойдёт затратный. Если же нужна максимально объективная всесторонняя оценка, не следует ограничиваться одним подходом.