Особенности автотехнической экспертизы при ДТП
Пострадавшему в результате ДТП автомобилю может быть причинен вред различной степени. Благодаря научному анализу транспортного средства можно ответить на многие вопросы, от его технического состояния до определения стоимости восстановительных ремонтных работ и причин произошедшей аварии.
О том, как проводится экспертиза автомобиля пострадавшего в аварии, кто ее проводит и можно ли оспорить заключение эксперта, рассказывается в настоящей статье.
Зачем это нужно?
Описываемое исследование проводится в нескольких целях. Остановимся на животрепещущей для большинства последствий ДТП, это определение обстоятельств получения вреда автомобилем, установление размера ущерба, а также способов и объёма восстановительных работ.
К объектам исследования относятся:
- автомобиль, либо его части, оставшиеся после аварии;
- другое транспортное средство, причастное к происшествию;
- различные предметы, связанные с ДТП (столбы, дорожные знаки, дорожное покрытие и другое).
Проведение экспертизы осуществляется на основании:
- паспорта и свидетельства на транспортное средство;
- справки об аварии (если составлялась);
- документа о направлении на экспертизу (если имеется договор между страховой компанией и экспертным учреждением);
- другой документации, содержащей сведения о транспортном происшествии.
Кто может назначить проведение экспертизы?
Исследование проводится по инициативе страховой компании. Если в установленный законом срок (5 рабочих дней) организация не удосужилась организовать работы по проверке автомобиля, пострадавший вправе сам обратиться в экспертное учреждение, где по заключенному договору, будет проведена экспертиза.
Кто уполномочен давать заключение?
Документ, содержащий сведения о результатах проведённой экспертизы, вправе составлять автотехнический эксперт, отвечающий следующим требованиям:
- Наличие высшего образования по специальности «Техника и технология наземного транспорта» или входящие в неё сферы знаний, дополнительное образование в области проведения технической автоэкспертизы, а также он обязан пройти профессиональную аттестацию.
- Должен обладать знаниями законодательства об ОСАГО, правил о проведении независимой экспертизы, утверждённой Банком России, а также методики определения размера расходов на восстановительный ремонт и методы определения всех составляющих автомашины, её технологию.
- Обязан обладать навыками фотографа и видеооператора для фиксации необходимых частей автомобиля и повреждений, составлять расчёт ущерба и правильно оформлять документацию.
Можно ли оспорить выводы эксперта?
Техническое обследование может проводиться в рамках первичной, повторной и дополнительной экспертиз.
Первая делается на основании заявления страховой компании либо пострадавшего.
Если организация или потерпевший будут не согласны с выводами, повторное исследование должно проводиться другим автоэкспертом (экспертным учреждением), по таким же вопросам и основаниям.
При возникновении новых обстоятельств, не рассмотренных ранее, по заявлению страховщика, либо пострадавшего может быть назначена дополнительная экспертиза.
За чей счёт «банкет»?
Все затраты на первоначальную экспертизу оплачиваются страховой компанией.
При организации повторной, оплата производится за счет лица, инициировавшего её проведение, если страховой организацией и пострадавшим не определены другие условия, отражённые в дополнительном соглашении.
В процессе подготовки повторной исследовательской работы до эксперта-техника нужно довести информацию о результатах проведённой первоначальной экспертизы. Вторая сторона (страховщик, пострадавший) должна заранее уведомляться о месте и времени проведения исследования. При отсутствии замечаний относительно содержания осмотра повреждённого автомобиля, выводы могут быть сделаны на основании представленного акта и других документах. Эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта.
Что в себе содержит заключение?
Составленный по результатам обследования документ, должен включать следующие пункты:
- название, полные контактные данные об экспертном учреждении, ФИО, адрес проживания, дату гос. регистрации индивидуального предпринимателя и сведения о внесении его данных в ЕГРИП (если проводится таким лицом);
- номер и дату оформления;
- сведения об основаниях для проведения исследования;
- ФИО пострадавшего – физлицо, или полные сведения о юрлице;
- список представленных на изучение объектов, участвовавших в ДТП, а также полную информацию об автомобиле, в том числе его пробег и срок эксплуатации;
- дата образования повреждений автомобиля (день транспортного происшествия);
- сведения о пострадавшей автомашине (со ссылкой на её осмотр, либо на иной документ, содержащий информацию о транспорте);
- данные о водительских полисах ОСАГО (пострадавшего и виновника ДТП) с указанием на страховые компании, заключившие договоры;
- перечень вопросов, заданных эксперту;
- программное обеспечение, используемое во время проведения обследования;
- описательная часть проводимого обследования;
- ссылка на пределы применяемых результатов исследования;
- пояснения о причинах отсутствия ответов на заданные вопросы;
- выводы по каждому вопросу и по всей экспертизе (излагаются в виде ответов на поставленные вопросы, с подробным объяснением сделанного суждения).
В конце должна стоять подпись эксперта-техника (если проводил ИП), при проведении экспертной организацией, помимо подписи эксперта, проставляется отметка об утверждении документа учреждением.
Итоги
Как можно заметить, к экспертам-техникам предъявляются довольно серьёзные требования. Поэтому определяясь с выбором учреждения или специалиста, стоить установить их соответствие предъявляемым законом требованиям. Что касается самой экспертизы, не стоит слепо доверять полученному заключению. Целесообразно его подробно изучить и разобраться в обоснованности составленных выводов.
[custom-related-posts]