Оценка стоимости бренда
Стоимость бренда – определение, которое широко используется в экономической и маркетинговой областях. В зависимости от особенностей использования определения, оно может трактоваться по-разному.
Стоимость бренда является неотъемлемой и важной частью любого бизнеса. Она позволяет рассчитать количество денежных средств, приносимых компанией, организацией владельцу за определенный период времени. Помимо этого, стоимость бренда позволяет рассчитать средства, получаемые в результате деятельности компании либо организации на постоянной основе.
К примеру, есть сервисы, которые регулярно получают вознаграждение за то, что пользователи используют их в своих целях. К примеру, просмотр фильмов на определенных ресурсах, прослушивание музыки и многие другие важные моменты.
На данный момент есть другие способы, позволяющие рассчитать стоимость бренда в отдельной форме, вне зависимости от характера активов.
Основные отличия между брендом, торговой маркой и товарным знаком
Торговая марка вместе с брендами являются синонимами. Торговая марка – термин, который чаще всего используется в юридических аспектах. Он используется в качестве наименования продукции, линейки товаров либо обозначения компании, имеющей яркие индивидуальные особенности. Бренд – термин, используемый в маркетинговых целях, означающий марку, о которой известно потребителям.
- Торговая марка бренда появляется после разработки и реализации уникальных наименований, признаков, каких-то особенностей, характерных для определенной продукции;
- Бренд может появиться только после того, как определенная марка появляется на торговых лавках.
Сегодня определение товарного знака, бренда может широко использоваться в качестве юридического термина, обозначающего зарегистрированную товарную марку в ведомстве, отвечающего за патенты.
Под товарным знаком, брендом юристы рассматривают уникальные названия, лейблы, логотипы и другие элементы, которые в своей деятельности не могут быть использованы другими компаниями и организациями.
Товарный знак, бренд в некоторых случаях может использоваться в качестве одного из элементов, при составлении соглашений, договоров. Он может быть подарен другому, его можно разрешить использовать другим компаниями в своих целях.
Когда рассчитывается окончательная стоимость бренда
Показатель стоимости бренда часто используется в различных аспектах, в случаях, когда рассматривается и анализируется совокупность имеющихся активов вместе с пассивами. К примеру, Вы являетесь владельцем популярной торговой точки, при наличии конкурентов и лучшего спроса в Вашем кафе, большая часть потребителей выберет именно Ваше заведение.
В этом случае бренд может рассматриваться в качестве отдельного элемента, используемого в продажах. Получается, что покупатель приобретает не только продукцию со всем необходимым оборудованием, инструментами, но и названием, о котором знают многие клиенты.
Ниже будут перечислены ситуации, когда может понадобиться знание стоимости бренда:
- Стоимость бренда понадобится, если Вы планируете открыть франшизу. Покупка схемы другого бизнеса может быть полезна в двух случаях: Вы покупаете не только проверенные схемы и алгоритмы работы, но и популярное имя, способное обеспечить высокий уровень продаж;
- Оценка стоимости бренда понадобится, если Вы планируете слиться с другим бизнесменов. Узнаваемость бренда можно использовать для возможного увеличения своей доли в бизнесе;
- Оценка бренда понадобится, если Вы отвечаете и контролируете имеющийся бюджет для проведения маркетинговых операций, оцениваете эффективность и качество возможного продвижения. Если Вы постоянно занимаетесь развитием бренда, его популяризацией, рано или поздно он станет узнаваемым, что можно использовать для повышения пробыли от имени.
Многие эксперты советуют оценивать бренд на начальной стадии, перед осуществлением продаж. Оценка бренда поможет разобраться с тем, какой товар и продукцию продаются. В остальных случаях бренд может рассматриваться в качестве философской величины.
Бренд – непостоянная величина, зависящая от различных факторов и критериев. Тяжело определить реальность рассчитанной стоимость бренда, несмотря на используемый при расчетах способ. Есть много примеров, когда бренд компании стоит баснословные деньги, однако, по непонятным причинам она через некоторое время признается банкротом. Стоимость бренда – величина спекулятивного характера. Большинство собственников обращают внимание не на узнаваемость и популярность бренда, а на его стоимость, которая имеет важное значение в вопросах общей стоимости бизнеса. Для выражения стоимости бренда могут использоваться такие показатели, как прибыли с окупаемостью, каждое из которых имеет свои отличительные особенности.
Способы расчета стоимости бренда
Для расчета стоимости бренда могут использоваться различные методы. В процессе использования оценки брендов одних необходимо использовать математические операции, для использования других – достаточно просто использовать данные, представленные в учете организации финансового характера.
Доходный способ
Метод отличается своей простотой и точностью. В деловой среде способ часто называется методом расчета репутации. При расчетах стоимости с использованием данного способа вычитаются:
- Все денежные активы на определенный промежуток времени;
- Все активы, имеющие, как материальный, так и нематериальный характер.
Доходный способ используется в случаях, когда организация выставляется на продажу. В этом случае имеется окончательные стоимость организации, подсчитаны и проанализированы реальные цены, стоимость активов, имеющих материальный характер, вместе с их амортизацией.
Нематериальные активы – термин, который часто используется в бухгалтерии. Под такими активами понимаются средства, не являющиеся вещами, которые, при определенных обстоятельствах, могут приносить прибыль организации. В качестве примера можно проанализировать научные труды, произведения искусства, программы, приложения и другие элементы.
Способ издержек
В некоторых случаях при оценке бизнеса может использоваться метод издержек. В этом случае суммируются все расхода, которые были потрачены для создания и реализации бренда. К примеру:
- Расходы, связанные с маркетинговыми исследованиями;
- Расходы, которые были потрачены для разработки марки. В этом случае расходы могут быть потрачены для создания графических решений, дизайна и других креативных элементов;
- Издержки, связанные с регистрацией знака с юридической точки зрения;
- Расходы, направленные на реализацию рекламной политики.
В некоторых случаях в роли расходов учитываются цены на момент, когда создавался бренд. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному подходу, предлагается при расчетах брать средние цены на аналогичные товары, продукцию.
Способ исследования спроса
Реальная стоимость определяется при помощи анализа спроса. В этом случае стоимость бренда равняется стоимости, предлагаемой на рынке. Для проведения исследований могут использоваться следующие методы:
- Проводится открытый аукцион по реализации бренда. Стоимость бренда может рассчитываться с учетом стоимости, предлагаемой за товарный знак;
- Проводится опрос среди возможных покупателей. Данный способ нельзя считать точным и достоверным, что обуславливается невозможностью отвечать всем необходимым финансовым положениям. Хорошие и компетентные специалисты помогут рассчитать стоимость бренда, учитывая все основные особенности.
Способ добавленной стоимости
Принцип способа заключается на анализе стоимости бренда, учитывая потребности и пожелания клиентов. Для начала необходимо определить, сколько готовы платить потенциальные клиенты за определенный бренд. Он считается следующими образом:
- Определение средней стоимости. Сравнивается полученная стоимость с брендовой;
- Определяется аналогичная продукция, которая не относится к бренду, после чего полученные значения сравниваются друг с другом;
- Полученное значение умножается на полученную разницу за прогнозируемый период времени.
Из преимуществ метода можно отметить присутствие логики с экономической точки зрения. Данный способ расчет стоимости бренда основывается на важной составляющей бренда, имеющей нематериальный характер.
Недостаток метода – в процессе расчетов используются неточные данные, средняя стоимость и прогноз по продажам товаров, продукции.
Способ анализа потоков, имеющих финансовый характер
Метод был разработан одним из известных маркетинговых агентств. Сотрудники компании постоянно занимаются анализом стоимости брендов, учитывая все особенности, наблюдаемые на рынке.
Для начала необходимо оценить состояние организации с финансовой точки зрения. В ходе анализа используется не только официальная информация за конкретный промежуток времени. Используя экономические методы и способы, экспертные оценки, можно вычислить прибыль, приносимую конкретным брендом. Полученные данные дисконтируются в соответствии с силой, характерной для конкретного бренда, продукции, товара.
Преимущества метода заключаются в том, что при оценке показателей вместе с коэффициентами, учитываются различные показатели, позволяющие получать максимально точную и достоверную информацию.
Недостаток метода: способ не может быть реализован самостоятельно, необходимо заказывать исследование у специализированного агентства либо компании. Методы аналогичного характера могут использоваться различными специализированными агентствами и компаниями.
Как же рассчитывается стоимость бренда
- Стоимость бренда. Термин имеет маркетинговый характер. После расчетов не стоит ожидать, что получится именно так, как было задумано и рассчитано. Есть ряд критериев и факторов, оказывающих влияние на формирование окончательной стоимости;
- Никакой метод не позволит рассчитать стоимость до рубля. Метод позволит дать приблизительную оценку;
- На стоимость бренда оказывают влияние различные параметры и характеристики. Необходимо учитывать, если рассчитать стоимость бренда сегодня, на следующий день она может отличаться в несколько раз.
Из самых распространенных методов расчета стоимости бренда можно выделить:
- Обратиться в специализированное агентство. В известных компаниях для оценки стоимости бренда могут использоваться индивидуальные методы;
- Способ добавленной стоимости;
- Способ, направленный на исследование и анализ спроса;
- Способ издержек;
- Доходный способ.