Как пройти экспертизу качества оказания медицинской помощи
К сожалению, практика показывает, что характеристику «высокое качество» или «гарантированное качество» не всегда можно применить к отечественной медицинской помощи.
Особенно остро вопрос качества стоит в сфере стоматологического лечения. Этот факт вызывает недоумение: а как же конституционная гарантия, которую устанавливает 41 статья конституции РФ, а также обязательного медицинского страхования? Ведь эти законы должны обеспечить качество и эффективность услуг, оказанных пациентам медицинских учреждений РФ! На деле же лечение, особенно в стоматологических клиниках (государственных или частных), осуществляется на платной основе.
Далеко не у всех российских граждан есть финансовые возможности получать квалифицированную медицинскую помощь. Результатом данной тенденции является значительный рост осложнений и патологий, вызванных некачественным лечением и распространением инфекционных заболеваний среди пациентов. Естественно, попав в неприятную ситуацию, связанную с некачественным лечением, влияющим на качество жизни пациента, многие вынуждены жаловаться и требовать компенсации причиненного им материального и морального вреда.
Количество гражданских исков к медучреждениям постоянно растет. В качестве обоснований исковых требований пациенты-истцы представляют заключения, составленные на основании экспертизы качества оказания медицинской помощи.
Экспертиза качества оказания мед. помощи – это исследование, проводимое для выявления нарушений существующих норм оказания профессиональных медицинских услуг пациентам, а точнее, правильности выбора способа и методик лечения пациента, своевременности оказания медпомощи, правильности поставленного диагноза, а также назначенного лечения и метода реабилитации, оценки состояния здоровья гражданина, которому были оказаны те или иные виды медицинских услуг.
Цели ЭКМП
Проведение экспертной оценки оказанной пациенту медицинской помощи необходимо для выявления возможных нарушений, в результате которых больной был вынужден столкнуться с возникшими осложнениями, угрозой для жизни и т. п. Целью ЭКМП также следует назвать определение состояния лица, которому были оказаны медицинская помощь (услуги), для трудовой деятельности или выполнения иной работы, выявления причинно-следственной связи между оказанными медуслугами и состоянием здоровья исследуемого лица.
Проведение ЭКМП
Организация и проведение экспертной оценки предоставленных медицинских услуг регламентировано российским законодательством (ФЗ N 323, 326). При этом некоторые моменты ее организации остаются нерегламентированными. В частности порядок проведения процедуры и оформление заключения экспертизы могут быть разными, в зависимости от предусмотренной в медучреждении организации внутреннего контроля.
Основная часть нормативных актов, определяющих практику проведения экспертизы медуслуг, описывает оценку определенных случаев оказания медпомощи (целевая экспертиза) и их совокупности (тематическая или плановая экспертизы). Все они объединены в подгруппы по тематическому признаку.
На сегодняшний день ЭКМП выступает основным методом для осуществления контроля качества услуг, оказанных в медучреждениях.
Виды ЭКМП
Существует три основных вида контроля качества медицинских услуг:
- Предварительный.
- Текущий.
- Заключительный.
Когда необходимо проведение
Помимо жалоб граждан, оставшихся недовольными качеством лечения, экспертиза также может проводиться в следующих случаях:
- Летальный исход пациента.
- Заражение инфекционными заболеваниями в лечебном заведении.
- Несоответствие диагнозов.
- Повторная госпитализация пациента в течение одного года с одним и тем же диагнозом.
- Заболевания с укороченным (удлиненным) сроком лечения.
- Присвоение инвалидности трудоспособным гражданам и т. п.
Все проведенные действия и результаты, полученные в ходе исследования качества оказанных медицинских услуг или помощи, подлежат обязательному документированию.